Путешествие в Крым (обложка)

Путешествие в Крым 2021

Наступил март 2021. Прошёл женский праздник весны. А у моей Милы очень кстати подошел очередной  отпуск в конце марта. Что делать с отпуском в это время года, вопрос не стоял. Мы планировали отметить мой юбилейный день рождения вдвоем, вдали ото всех, отправившись в путешествие в Крым…

Наш выбор — Севастополь

Мы любители авто путешествий. Путешествие в Крым потребовало подготовить авто к дальней поездке. Потом решили определиться с местом дислокации в Крыму. Выбор был между Ялтой и Севастополем. Прозвон гостевых домов в Ялте и Севастополе разочаровал своей недоброжелательностью…

Поэтому было принято решение снять квартиру на несколько дней именно в городе-герое Севастополе, как можно ближе к морю.

«Ткнул пальцем» и сразу попал в цель. Договорился с арендодателем квартиры в 5 минутах от набережной Андрея Первозванного в Севастополе.

Краснодар как привал на пути путешествия в Крым

Поездка предстояла долгой. От Волгограда до Севастополя 1200 километров.  Поэтому мы с Милой решили по пути заехать в Краснодар, в котором давно хотели побывать. Выехали вечером, чтобы прибыть в столицу Краснодарского края утром и посмотреть город.

Утром 28 марта мы были в Краснодаре. Время на знакомство с южным мегаполисом России всего один день и мы его использовали сполна.  Сначала мы отправились в Парк «Краснодар», который также называют парк Галицкого.  Нам здесь очень понравилось! Этот достаточно большой, современный и относительно новый парк в Краснодаре, который был открыт в 2017 году. Создан он силами мецената Сергея Галицкого спустя год после открытия  стадиона «Краснодар».

В парке созданы идеальные условия для отдыха как с ребенком, так и в компании друзей. В парке продуманы как детали инфраструктуры, так и элементы благоустройства. Также парк Галицкого отличается интересным и необычным дизайном.

Путешествие в Крым 2021

Знакомство с Краснодаром мы продолжили в самом центре, в исторической части города, прогулявшись по улице Красная. Правда, гулять здесь пришлось нам уже под дождиком. Но это вовсе не испортило впечатление от Краснодара.

Должен сказать, что нам очень повезло, что удалось проехаться по центру большого мегаполиса, не почувствовав пробок и транспортных заторов. Это было воскресенье. Но уже утром в понедельник, когда мы продолжили своё путешествие в Крым, мы увидели всю «прелесть» пробок Краснодара, которые значительно внушительнее наших Волгоградских…

Крымская автоТрасса «Таврида»

Дорога в Крым нас очень порадовала! Два года назад мы уже ездили в Крым. И уже были знакомы со знаменитым Крымским мостом.

Путешествие в Крым 2021

Но сейчас, в отличии от нашего  прошлого посещения Крыма, трасса «Таврида» была уже почти вся достроена. Мы легко и без остановок проехали её «на одном дыхании». Остался только недостроенным участок трассы «Таврида» в 20 км от Севастополя…
Думаю, что при следующем посещении Севастополя, эта дорога будет полностью достроена и обустроена!

В 16 часов 29 марта мы благополучно приехали и заселились в уютную квартиру-студию. Должен сказать, что с арендодателем «нашей квартиры» в Севастополе нам повезло. Сергей оказался увлечённым человеком и очень любящим Севастополь и Крым. Его рекомендации побудили нас пересмотреть свою программу пребывания и посещения мест в Крыму…

Символ Севастополя

29 марта вечером мы отправились в центр Севастополя на центральную набережную к символу этого славного города-героя Севастополя – Памятнику затопленным кораблям. Хотя море немного штормило и шёл небольшой дождик, для меня это место было каким-то магнитом, куда я стремился именно в канун своего юбилея.  Здесь хотелось медитировать и созерцать волны беспокойного моря очень долго…

Путешествие в Крым 2021

Усталость от дороги здесь, словно «рукой сняло»…

Юбилей на Мангуп-кале

Каждый год 30 марта для меня начинается мой персональный «Новый год»! Но именно в этом году отмечается очень красивая круглая дата – 50. И этот день хотелось отметить как-то особо, чтобы незабываемо и оригинально.

Этот день мы решили отметить восхождением на Мангуп-Кале. Это самый крупный пещерный город Крыма. На горе столового типа. Наивысшая точка плато — 583 м над уровнем моря, а само плато возвышается над близлежащими долинам на 250 м. Когда появились первые пещерные комплексы на Мангупе, доподлинно неизвестно, но следы пребывания первых людей относят к 4-3-му тысячелетиям до нашей эры. В I веке (ориентировочно, конечно, точно установить сложно) нашей эры Мангуп заселяли Тавры.

Дорога на Мангуп-кале

Путешествие в Крым 2021 Путешествие в Крым 2021

Карта пешей туристической тропы на Мангуп-кале, как навигатор в этом увлекательном «квесте».

Карта пешей тропы на Мангуп-калеУ подножия Мангупа расположено село Ходжа-Сала, где мы с моей Милой оставили автомобиль и начали восхождение вдвоём.

Путешествие в Крым 2021

Мы здесь были впервые и спросить было некого, но на наше счастье нам встретились пешие туристы из Казани, которые здесь уже бывали. Они указали нам путь…

Начало восхождения на Мангуп-кале

Решимость наша дойти до самой крайней точки Мангупа – «Дырявого мыса» была настолько сильной, что начавшийся дождь не изменил наши планы!

Пешее восхождение на Мангуп – это испытание, длиной более часа. Но это того стоило.

Начало восхождения.

А вокруг красота и пение птиц в лесу.

То тут, то там нам встречаются целые поляны подснежников.

Путешествие в Крым 2021

На радость нам, дождик кончился и восхождение в гору стало легче.

Но мы рано радовались, дождик снова начался…

Должен сказать, что восхождение в гору было нелёгким. Для нас, жителей, привыкших ходить по ровной местности, эта тропа явилась настоящим испытанием для дыхательных органов и сердца…

Путешествие в Крым 2021

По сути, туристическая тропа на Мангуп представляет собой квест, состоящий из 18-20 пунктов. Где каждый пункт представлял из себя соответствующую достопримечательность древних руин некогда процветавшего и хорошо организованного города-крепости.

Главная линия обороны или оборонительная стена 1503 года

Пройдя самый тяжёлый участок до пункта №2 мы увидели остаток оборонительной стены «пещерного города».

Караимский некрополь XV-XVII веков

Караимский некрополь (кладбище) был уже пунктом № 3 в нашем квесте на Мангуп. Наше восхождение становилось всё интереснее и интереснее.

Путешествие в Крым 2021

Поскольку караимы были иудеями, то и очень хорошо сохранившиеся надписи на надгробьях, скорее всего на иврите, на века сохранили и увековечили конкретные имена в камне…

Оборонительная башня

Пунктом №4 нашего восхождения на Мангуп стали остатки Оборонительной башни второй линии обороны XIV века «пещерного города».

Большая базилика VI-XV веков

Одним из следующих пунктов нашей туристической тропы стала Большая базилика,  то есть большое общественное здание с множеством функций, где заседали суды, а также выполняли другими официальными и общественными функциями, в том числе церкви.

Эти руины когда-то были самым большим средневековым храмом горного Крыма, пока не разрушили его турки в XV веке.

Мангупский княжеский дворец

Пунктом №7 нашего туристического квеста стал княжеский дворец, построенный в 1425 году во время правления князя Алексея. Но мы увидели только руины. Это то, что оставили от него турки в 1475 году…

Церковь Святого Константина

Руины церкви Святого Константина стали одним из следующих пунктов нашей тропы на Мангуп. Данный храм, времён княжества Феодоро так называемая Церковь Богородицы, была разрушена, как и весь древний город, турками во время завоевания Мангупа в 1475 году.

Руины мужского монастыря.

Путешествие в Крым 2021

Добравшись до вершины плато, перед нами открылся потрясающий вид на долины и соседние горы.

Описать эту красоту не представляется возможным, так как не хватит лексического запаса слов…

Скальные сооружения на южном обрыве Мангуп-кале

Вдоль южного обрыва Мангуп-кале расположен ряд вырубленных в скале сооружений.

Здесь красота и место силы, в котором посчастливилось оказаться с любимой на юбилейный день рождения.

Путешествие в Крым 2021

Другими словами этот восторг от нахождения на вершине Мангуп-кале можно назвать радостью и счастьем!

Комплекс наземной церкви над казематом

Юго-восточный монастырь

Комплекс цитадели

Это хорошо укрепленное сооружение во внутренней части города внутри крепостной ограды, приспособленное к самостоятельной обороне.

Путешествие в Крым 2021

Другими словами цитадель — это крепость в крепости, имевшее самостоятельную оборону, являвшееся последним опорным пунктом для его защитников.

Сооружение комплекса цитадели датируется 60-ми годами XIV века. В период существования княжества Феодоро, и использовалась как укреплённая резиденция.

Застройка на мысе Тешкли-Бурун

Оказывается за стеной цитадели наша туристическая тропа продолжилась дальше, на мыс Тешкли-Бурун, где находятся двуярусные пещеры, вырубленные в скале и было когда-то более 20 сооружений разного назначения.

Пещерные сооружения Тешкли-Бурун

На самом деле — это то место, куда мы планировали дойти. То самое место, которое в народе называют «Дырявый мыс». Это название возникло по причине того, что на самом краю скалы вырублены помещения и просвет в этой скале мы видели ещё до начала восхождения на Мангуп-кале.

Кстати, фильм «Крым» в 2017 году снимался именно здесь, и там есть очень красивые фрагменты. Этот замечательный фильм о возвращении Крыма в Россию начинается и заканчивается на этом самом «Дырявом» мысе…

Возвращение с Мангуп-кале

Мы прошли все 18 пунктов «квеста» туристического маршрута на Мангупе. Пора было возвращаться…

Возвращение было по той же тропе, по которой мы поднимались. Спуск хоть и был значительно легче, но сырая тропа немного усложнила путь.

Путешествие в Крым 2021

В целом знакомство с Мангупом заняло пять с половиной часов.

Праздничный ужин юбиляра

В кафе у озера у подножия Мангупа мы вдвоём с моей Милой отметили мой юбилейный персональный Новый год. И этот юбилей оказался самым интересным и незабываемым! Ради этого стоило отправиться в путешествие в Крым и приехать сюда.

Бахчисарай и ханский дворец

Следующий день путешествия мы провели в Бахчисарае. Это бывшая столица Крымского ханства, известный своим восточным колоритом, называют «городом пяти столетий».

Ханский дворец

Главной достопримечательностью Бахчисарая является Ханский дворец — уникальный памятник крымско-татарской архитектуры и культуры.

Здесь мы посетили Ханский дворец и побывали у воспетого А.С. Пушкиным Бахчисарайского фонтана, который представляет собой слёзы своенравного хана Крым-Гирея в честь любви к отравленной его женой наложнице Диляры-Бикеч. Каменный фонтан символизирует великую скорбь хана.

Ускользнувший от нас Чуфут-кале

Следующим объектом близ Бахчисарая для нас планировался Чуфут-кале — уникальный исторический объект и легендарный пещерный город-крепость, расположенный в окрестностях Бахчисарая. Можно сказать, что эта крымская достопримечательность досталась нам в наследство от обитавших в этих местах малочисленных народов — аланов, кыпчаков, караимов.

Но попасть в Чуфут-Кале в этот раз нам не удалось… Навигатор повёл нас по такой дороге, которая пригодна только для внедорожников. Поэтому из шести километров мы на своём «Логане» проехали только половину и вернулись обратно. Думаю, что раз уж этот город-крепость стоит с пятого века нашей эры, то до следующего нашего визита под названием «Путешествие в Крым» он точно дождётся…

Восстановление родственных связей

В Бахчисарайском районе нас ждало ещё одно важное дело…

Вновь найденные родственники по открыткам из Крыма

У нас появился запас времени, и его мы направили на следопытскую деятельность. Дело в том, что в Бахчисарайском районе должны были жить мои родственники. То есть двоюродная сестра моего отца. Когда родители были живы, они поддерживали связь в основном через почтовые открытки и редкие визиты. Но шли годы. Не стало стариков ни с той, ни с другой стороны… Родственные связи утратилась.

В прошлое моё путешествие в Крым в 2019 году я даже не пытался искать, так как даже не помнил название посёлка, где должны жить родственники. Но в этот раз я подготовился. В записной книжке, оставшейся от мамы я не нашёл крымского адреса. Но письма и открытки от тётушки из Крыма я всё же разыскал!

Открытки из Крыма

Правда этим посланиям из СССР было уже более 30 лет… И теперь, зная точный адрес, ехать сквозь «толщу лет» оставалось всего 14 километров. За это время всё могло много раз поменяться. Но мы поехали, рассудив, что «за спрос, в ухо не дадут»…

Троюродные братья Алексей и Сергей

Но нам повезло! Навигатор привёл прямо к дому. Во дворе были дети. Я спросил у них фамилию хозяев дома. Они подтвердили. Тогда мне оставалось сказать, что я родственник из Волгоградской области… Так я нашёл своего троюродного брата Сергея, которого видел в детстве перед первым классом!

Братья с жёнами

Сергей и его жена Надя были очень рады неожиданному нашему появлению. Теперь родственные связи восстановлены и Крым стал ещё ближе!

Античная история и Севастополь

1 апреля был замечательный солнечный день. И этот день мы решили посвятить Севастополю. Как пытливые исследователи, которые отправились в путешествие в Крым, мы направились к античным истокам легендарного города. Поэтому мы отправились в Херсонес Таврический, или просто Херсоне́с — это единственный античный полис Северного Причерноморья, основанный ещё древними греками. Херсонес — исторический предшественник Севастополя.

Здесь мы увидели его величественные античные руины, которые никого не оставят равнодушными. Тут на каждом шагу тайны древности интригуют и манят каждого, кто к ним прикоснулся. В его двухтысячелетней истории сплелись судьбы миллионов людей с их нравами, обычаями, мечтами, победами и поражениями.

Это город когда-то беломраморных колонн, руин старинных храмов, колокольного звона, звуки которого смешиваются с криками чаек и шумом морского прибоя.

Путешествие в Крым 2021

Территория Херсонеса достаточно большая, и это только часть древнего города, доступная для посещения. Это очень удивительное место, где можно провести весь день.

Прогулка по Севастополю

Надышавшись античности, мы продолжили знакомство с Севастополем на прогулочном катере. Посмотрели на славный город-герой и его бухты с моря. Жаль только, что не попали в музей Черноморского флота, который предстоит посетить в следующий раз, отправившись в путешествие в Крым…

Дворцы южного берега Крыма

Второй день апреля так же порадовал нас хорошей погодой. И это стало поводом проехаться вдоль южного берега Крыма в сторону Ялты, посетив Массандровский и Левадийский  дворцы, а также сказочный замок «Ласточкино гнездо»…

Путешествие в Крым 2021

Конечно дорога вдоль берега просто завораживает…

Массандровский дворец

Увидев Массандровский дворец – начинаешь понимать, что он не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, но дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка. Другими словами его можно сравнить с дачей, но для царских особ…

Ливадийский дворец

Что же касается Ливадийского дворца, то это настоящее сокровище Южного берега, созданное для царской династии. Это место, где черпали вдохновение поэты, композиторы и художники. Место, которое невозможно не посетить, путешествуя по Крыму. В разное время гостями дворца были видные мировые политики и деятели искусств, неоднократно он принимал в своих стенах конференции и встречи международного уровня.

Неудивительно, что именно это место стало свидетелем многих поворотных моментов мировой истории, где на Ялтинской конференции в феврале 1945 года Рузвельт, Сталин и Черчиль решали как будет «перекроена карта Мира» после Второй Мировой войны…

Замок «Ласточкино гнездо»

Под занавес нашего «дворцового» апрельского дня, мы с любимой добрались до «визитной карточки» или эмблемы южного побережья Крыма — живописного средневекового готического замка «Ласточкино гнездо», с изящными башенками, похожий на жилище какой-то диснеевской принцессы, невероятным образом прилепившийся на крошечной скальной площадке, выстроенный на отвесной скале…

Это чудо так же является символом романтиков, мечтателей и влюблённых, которое обязательно надо увидеть любому путнику, что отправляется в путешествие в Крым. И я испытал огромный восторг, впервые увидев это чудо, когда рядом была моя любимая!

Героическая история Севастополя

Следующий и последующие дни в Крыму уже не радовали нас солнышком. Поэтому, подстроившись под погоду, мы погрузились в героико-патриотические страницы истории Севастополя и Крыма.

35-я береговая батарея как героическая веха в «путеводителе» в путешествие в Крым

И начали мы своё исследование с мемориального комплекса 35-ой береговой батареи. Бронебашенная береговая батарея № 35 — одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны СССР, расположенное в Севастополе, на Херсонесском полуострове в Казачьей бухте.

Сейчас на территории батареи действует историко-мемориальный комплекс — одна из самых посещаемых достопримечательностей города. Он посвящен героической обороне Севастополя 1941—1942 гг. На самом деле в истории этого славного города это была уже вторая оборона Севастополя.

Должен сказать, мы изначально не собирались на 35-ю батарею. Дескать, нас жителей сталинградской земли, такими историческими объектами не удивить… Но мы ошибались и нисколько не пожалели, что оказались здесь. Удивительная история, изложенная нашим экскурсоводом, трагической странице героической обороны Севастополя никого не оставила равнодушными. Всплеск эмоций в конце просто захлёстывал. После выхода из Пантеона Памяти, ком в горле не проходил ещё несколько минут…  Думаю, что гости Севастополя обязательно должны побывать на этом священном месте 35-ой береговой батареи, так же как и гости Волгограда не должны пройти мимо Мамаева кургана… Тем более, что экскурсия здесь бесплатна!

Сапун-гора

Перекликается с мемориальным комплексом 35-ой береговой батареей со своей трагической историей 1941-1942 гг. легендарная Сапун-гора, но уже победная страница истории, где уже приходилось бывать.

Путешествие в Крым 2021

На Сапун-горе находится знаменитая диорама, на полотне которого изображён штурм последнего укрепрайона фашистов 7 мая 1944 года.

Не все знают, что 9 мая в Крыму отмечается двойной праздник Дня Победы, т.к. 9 мая 1944 года Крым был полностью освобождён от фашистов! Так что знакомое современникам «Крым наш!» — это уже было, но теперь на новом витке истории…

Поэтому путешествие в Крым — это не только визит в красоту природы, но и касание к нашей великой и древней истории и культуре!

Прикоснувшись к героической истории славного города русской славы – Севастополя, следует знать, что этот город-герой пережил две обороны. Где оборона 1941-1942 гг. – это была уже вторая оборона. А в 1854-1855 гг. была первая оборона Севастополя во время Крымской войны 1853—1856 гг. Это была война России с коалицией Великобритании , Франции , Османской империи и Сардинии за Османское (Турецкое) наследие, господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах.

Оборона Севастополя 1854-1855 гг.

Поэтому, побывав в Севастополе, нельзя не посетить Панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»

Панорама Севастополь

Ведь многие улицы, проспекты, площади города носят имена героев той войны. И даже визитная карточка города «Памятник затопленным кораблям» — это знак памяти о той войне, воздвигнутый ещё в 1905 году.

У Памятника затопленным кораблям

Посещение панорамы в сопровождении экскурсовода даёт яркое представление о той войне с погружением в то время.

В панораме

Кстати, чтобы это погружение было ещё более впечатляющим можно почитать «Севастопольские рассказы» нашего великого писателя Льва Николаевича Толстого,  который был участником обороны Севастополя и находился в действующей армии. Из её рядов он немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом.

Путешествие в Крым и возвращение

Итак, наше короткое путешествие по Крыму подходило к концу, и 4 апреля мы взяли курс на Крымский мост. И поскольку погода была пасмурная, дороге по южному берегу Крыма мы предпочли прекрасную трассу «Таврида». Но на обратном пути мы планировали заехать в город Судак, что под Феодосией. Нашей целью был посёлок «Новый свет», где нам рекомендовали побывать в летний «купальный» сезон. Поэтому мы поехали туда на разведку…

Судак и Новый Свет

Заехав в Судак, мы неожиданно для себя увидели очень хорошо сохранившуюся Генуэзскую крепость . Это поистине удивительный исторический памятник, чудом сохранившийся с 1469 года.

Путешествие в Крым 2021

Теперь это музей-заповедник, где можно полюбоваться архитектурными сооружениями X-XV веков.

А в нескольких километрах от Судака. Проехать в Новый Свет можно, если преодолеть достаточно коварный серпантин по невысоким, но все же горам.

Основателем поселка можно считать отца русского шампанского — Льва Голицина. Он первый выстроил здесь и свою усадьбу, и первый завод, производящий качественные вина. Здесь действительно красивые пейзажи и райские виды, поэтому недаром в окрестности Нового Света снималось множество кинофильмов, среди которых «Человек-амфибия», «Пираты ХХ века», «Три плюс два», «Остров Сокровищ»…

Путешествие в Крым 2021

Но мы сюда не приедем даже в бархатный сезон!

Узкий серпантин – единственная дорога, построенная ещё при меценате Голицине и отремонтированная в 2017 году не оставила нас равнодушными. На ней мы, жители равнин, получили небольшой стресс и решили выбирать места для отдыха с менее экстремальными дорогами…

Феодосия как завершающий пункт путешествия в Крым

После Судака оставалось заехать в Феодосию, крайний пункт нашего приключения под названием — Путешествие в Крым.

Жаль, что это был выходной день, и Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского была закрыта. Ну, а поскольку уже вечерело, нам оставалось немного прогуляться по набережной со странным соседством с железной дорогой и опять брать курс на Крымский мост…

Крымом надо заряжаться!

Подводя итог нашего недельного пребывания в Крыму хочется отметить, что этот прекрасный полуостров ещё больше нас покорил своей красотой, богатством истории и загадками. Это как многослойный пирог где культурно-исторические слои настолько глубоко погружены под толщей веков, что это предстоит исследовать не одному поколению. И нам очень понравилось немного побывать такими исследователями. Крым невозможно посмотреть за 7 дней, зато возможно Крымом «заразиться», полюбить его и заряжаться!
Есть много больших, интересных и современных городов, но когда задаться вопросом – куда там сходить, иногда «подвисаешь», прежде, чем найдёшь достойную местную достопримечательность…

Жди нас Крым

Путешествие в Крым очередного сезона для нас ещё впереди… Севастополь для нас ещё далеко не весь исследован. Мы не были в Инкермане, на мысе Фиолент, не гуляли по Балаклаве, на Малаховом кургане. А если говорить про весь Крым, то хотелось бы в следующие визиты сюда, побывать в Евпатории, проехаться вдоль всего южного берега Крыма, от Севастополя до Керчи, побывать на Ай-Петри и в пещерных городах Эски-Кермен и Чуфут-Кале… В общем, это программа на несколько лет. И, хотя купаться в море ещё не сезон, но для экскурсионно-познавательного путешествия – апрель, вполне подходящее время. Жди нас, Крым наш!